Nissan Leaf стал главной сенсацией прошлого года – электрический хэтчбек получил титулы «Всемирный автомобиль года» (WCOTY) и «Автомобиль года» от европейского жюри.
Его продажи бьют все рекорды для автомобилей такого типа - только в июне в США было продано 1708 «листочков» (англ. leaf - лист, листва). Сенсацией местного масштаба стал тот факт, что японская компания уже привезла эту модель в Россию, в страну, где нет не то что зарядных станций для электромобилей, а ощущается нехватка бензина... Вполне возможно что эта машина будет поставляться и в Украину. Впрочем, обо всем по порядку.
Похоже, именно японские автокомпании начинают считать Россию развитым автомобильным рынком, а не страной, где «купят все, что предложат, и за любые деньги». Вначале Mitsubishi представила свой электромобиль i-MiEV, а сейчас и Nissan.
Предложение ниссановцев выглядит куда привлекательнее. Leaf является классическим представителем гольф-класса: достаточно просторный салон, хорошее оснащение, яркий современный дизайн. Правда, представители компании говорят, что их электромобиль будет, скорее всего, вторым автомобилем в семье. Позволю себе не согласиться с ними - если вы житель мегаполиса, то вполне можно обойтись и только Leaf.
Для городского автомобиля у Leaf есть все что нужно: пробег на полной зарядке составляет 175 км. Правда, с кучей оговорок: этот порог может меняться в зависимости от режима - Eco или Drive, от стиля вождения, от рельефа дороги, а также от страны: 175 км - средний пробег для европейских стран, в Японии запас хода будет больше, в Америке - меньше. Максимальная скорость - 145 км/ч. Электромотор развивает 80 кВт, то есть 109 л.с., максимальный крутящий момент в 280 Н•м достигается мгновенно, а затем начинает снижаться. Само собой, система торможения - рекуперативная, что позволяет подзаряжать автомобиль при торможении, экономя около 10% энергии.
Автомобиль построен на новой платформе. Так что уже на стадии проектирования были предусмотрены места для размещения литиево-ионной батареи под днищем машины. Это позволило сохранить пространство в салоне, увеличить устойчивость и плавность хода, одновременно понизив центр тяжести.
В движении Leaf практически безмолвен. Чтобы защитить пешеходов от неизвестности, на электромобиль устанавливается специальный динамик, имитирующий звук работающего двигателя. Вместо рычага КПП - джойстик, позволяющий выбрать между задней передачей и двумя режимами движения - Eco и Drive. Ручник - электрическая кнопка по центру шайбы.
В режиме Eco меняются настройки не только мотора, но и климатической системы, что позволяет передвигаться, затрачивая меньше электроэнергии. Кстати, разгоняется машина действительно неплохо - даже в Eco-режиме, хотя и не удается избавиться от некого чувства «синтетичности» реакций.
Nissan Leaf можно зарядить двумя способами. Быстрый способ - от 400-ваттной сети, то есть на специальной зарядной станции - это займет 30 минут (все равно прилично больше, чем двухминутная заправка обычного автомобиля). Полная зарядка «от розетки» займет 8 часов - кстати, именно она рекомендуется производителем.
Вот как раз вопрос «заправки» электромобилей пока остается без ответа. Зарядных станций нет, а заряжать машину от розетки жителю многоэтажного дома не так просто. Представляете удлинитель, спускающийся с этажа этак 15-го во двор? Впрочем, представители энергосбытовых компаний обещают развернуть сеть зарядных станций уже в самое ближайшее время.
Еще один «недостаток» - отсутствие системы подключения автомобиля к интернету (мобильные операторы ее пока не поддерживают). В других странах владелец машины может создать аккаунт на специальном сайте, через который в любое время и в любом месте сможет узнать о состоянии автомобиля, последней зарядке или пробеге, о других данных бортового компьютера. Можно дистанционно включить печку или кондиционер, подготовив машину к началу движения.
В мире электрическая новинка от Nissan пользуется неплохим спросом. Там покупателей экологичных автомобилей поддерживают налоговыми льготами и другими поблажками: например, в ряде стран электромобилям разрешено ездить по выделенной полосе для автобусов или въезжать в исторический центр города бесплатно. У нас же все с точностью до наоборот - высокие цены на электромобили обусловлены гигантскими таможенными пошлинами, в частности на аккумуляторы. А никаких льгот для тех, кто желает сделать свой вклад в экологичность транспорта, не предусмотрено.
Nissan Leaf в базовой комплектации оснащен полным комплектом подушек безопасности, ABS, системой динамической стабилизации (VDC) и преднатяжителями ремней безопасности, а также камерой заднего вида, обеспечивающей удобную и безопасную парковку. В качестве опции доступна солнечная батарея, встроенная в верхний спойлер, которая служит для подзарядки автомобильной аккумуляторной батареи, питающей устройства-аксессуары, работающие под напряжением 12 вольт.
Появится ли Nissan Leaf в Украине, пока неизвестно. Цена тоже не сообщается - скорее всего, составит около 30 000 евро. Сколько выигрывает автовладелец в результате перехода от бензина на электроэнергию, пока достоверно неизвестно. В плюс электромобилю - отсутствие необходимости технического обслуживания ДВС - замены масла, фильтров и т. д.